Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
С 1 сентября 2016 года общеобразовательная организация, реализующая адаптированные образовательные программы, работает в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В школе-интернате, созданы все условия для социализации, комплексной реабилитации, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
В работе с детьми заняты учителя-дефектологи, учитель-логопед, два педагога-психолога, социальный педагог. Педагоги, реализуя принцип дифференциации, проводят коррекционно-развивающие индивидуальные и фронтальные занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи, по развитию познавательных процессов, по социально-бытовой ориентировке, а также музыкально-ритмические занятия. На уроках и занятиях обучающиеся учатся воспринимать и воспроизводить устную речь, определять музыкальные и речевые ритмы, голоса животных и людей, бытовые и природные звуки. У учащихся формируются познавательные процессы; развиваются адекватные представления о себе и окружающем мире.
Оснащение образовательного процесса звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования
Вся коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми строится с опорой на имеющийся у них остаточный слух с обязательным применением звукоусиливающих устройств. Звукоусиливающая аппаратура позволяет глухим и слабослышащим детям максимально использовать имеющиеся у них остатки слуха для восприятия обращенной речи и развития собственной речи.
На сегодняшний день обучающиеся обеспечены разными моделями индивидуальных слуховых аппаратов и имплантов, а классы и кабинеты - разнообразными звукоусиливающими устройствами:
- аудиокласс «Унитон», «Унитон Мелита»;
- аппаратура коллективного пользования «Сонет»;
- аппаратура коллективного пользования «Distribu БОХ»;
- слухоречевой тренажер «СОЛО»;
- аппарат для закрепления навыков и коррекции речи «Монолог».
Реализация программы «Доступная среда»
В 2016 году в рамках участия в реализации государственной программы Российской Федерации и Чувашской Республики «Доступная среда» по созданию универсальной безбарьерной среды для маломобильных групп (инвалидов, людей с ОВЗ и т.д.) населения установлены:
- подъемная платформа для инвалидов вертикального перемещения;
- тактильно-визуальные средства для людей с ОВЗ;
- мнемосхемы для парковой зоны;
- тактильные стенды для улицы;
- тактильные наземные указатели;
- контрастная лента для ступеней;
- опорные и направляющие средства для людей с ограничением по здоровью и маломобильных групп населения (поручни для пандусов и т.д.);
- бегущая строка для улицы и помещения;
- визуально-акустические табло;
- тактильные пиктограммы.
Для организации образования и детей с ограниченными возможностями здоровья используется следующее оборудование (образовательные комплексы и аппаратура):
- Логопедический стол с зеркалом
- Слуховой тренажёр для индивидуальных занятий «Соло»
- Комплект реабилитационных материалов для лиц с нарушениями слуха с кохлеарными имплантами «Тоша&Co»
- Радиокласс (радиомикрофон)
- Контрольно-диагностические материалы для проведения психолого-педагогического обследования детей
- Система звукового поля для реабилитации детей с ОВЗ
- Инфракрасная интерактивная учебная поверхность
- Специальная электроакустическая аппаратура индивидуального пользования для работы по верботональному методу Верботон ВТ 15
- Комплект для развития речи и коммуникативных навыков у детей
- Образовательно-игровой комплекс для формирования информационной и деятельностно-коммуникативной компетентности обучающихся на ступени НОО
- Стационарная индукционная система для организации образовательного процесса группы детей с нарушениями слуха
- Коррекционно-развивающий программный комплекс для проведения индивидуаль-ных и фронтальных занятий по развитию и коррекции речи «Живой звук»
- Электроакустическое оборудование индивидуального пользования для слухоречевой реабилитации и коррекции АТU – 30
Универсальный комплект
для организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ, поступивший в ЦШИ №1 в Цивильскую школу-интернат №1 в ноябре 2016 г.
№ п/п |
Комплекты оборудования |
Кабинет ФИО учителя | |
Наименование |
Количество (шт.) / в комплект входит | ||
|
Аудиометр поликлинический |
1 комплект: - аудиометр
|
Слуховой каб. № 307 Платонова Н.Н. |
|
Набор зондов логопедических |
6 комплектов.
В набор из 7 шт. входят: - зонд №1 - зонд №2 - зонд №3 - зонд №4 - зонд №5 - зонд №6 - зонд №7
|
Каб. инд. зан: 1. №315 Ибраева Г.С. 2. №306 Васильева Т.Е. 3. №305 Алексеева С.М 4. Семёнова О.М. 5. 6.СК №307 Платонова Н.Н. (2 ком.) |
|
Набор зондов массажных |
1 набор из 12 шт. зонд вилочковый зонд восьмёрочка зонд саночки большие зонд саночки средние зонд саночки малые зонд топорик зонд крестовина зонд толкачек зонд щипчики зонд подтягивающий зонд лебёдушка зонд скользящий |
Слуховой каб. №307 Платонова Н.Н. |
|
Муляж артикуляцион-ного аппарата |
3 шт. |
Каб. инд. зан: 1. № 315 Ибраева Г.С. 2. № 306 Васильева Т.Е. 3. Слуховой каб. № 307 Платонова Н.Н |
|
Логопедический стол с зеркалом (1 комп.) |
1 комплект: стол зеркало |
Каб. инд. зан. № 315 Ибраева Г.С. |
|
Гласперленовый шариковый стерилизатор |
1 шт. |
Слух. каб. № 307 Платонова Н.Н |
|
Слуховой тренажёр для инд. занятий «Соло» |
1 комплект: усилитель низкой частоты – 1 шт. сетевой адаптер (блок питания) – 1 шт. микрофон - 1 шт. головной телефон – 1 шт. вибротактильное устройство – 1 шт. |
Каб. инд. зан. Семёнова О.М. |
|
Комплект реаби-литационных материалов для лиц с нарушени-ями слуха + КИ «Тоша&Co» |
1 комплект «Тоша&Co»: - 1 CD-диск/компьютерная программа «Я в мире звуков» - 1игрушка «Бегемотик» - конспекты занятий и планы уроков «Слушай вместе с маленьким бегемотиком Тошей» 1шт. - сборник статей «С чего начать, к чему стремиться» - 2 карты «Я слышу (тихо громко, больно)» - методическое пособие «Глухота – не приговор: от диагностики до инклюзии» - практическое пособие для педагогов и родителей « Слушай, учись и говори» - книга «Маленькие шаги к большому чуду» (сборник упражнений) - пособие «Большими шагами – в жизнь» - книга и книжка-раскраска «История маленького бегемотика Тоши» - учебная тетрадь «Занимаемся с друзьями Тоши» - набор из 16 карт по 6 картинок «Мои первые слова» - 1 сумка |
Каб. инд. зан. № 306 Васильева Т.Е. |
|
Радиокласс (радиомикрофон) «Сонет» |
1 комплект: FM-передатчик – 1 шт. FM-приёмник – 7 шт. кейс с зарядным устройством – 1 шт. заушный индуктор – 7 шт. индивидуальная индукционная петля–7шт. выносной микрофон – 1 шт. сетевой шнур – 1 шт. отвёртка для переключения каналов– 1 шт. ремень для переноски кейса – 1 шт. |
Класс-каб. № 204 Васильева Т.Е. |
|
Контрольно-диагностические материалы для проведения психолого-педагогического обследования детей |
1 комплект: набор диагностических методик для психолого-педагогического обследования стимульный материал для психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ стимульный материал для оценки тонкой моторики детей с ОВЗ набор диагностических методик для оценки индивидуальных особенностей и перспектив развития комплект профориентационных карт |
Кабинет психолога № 219 Валижанова И.В. |
|
Система звукового поля для классной комнаты с комплектом комплексных программ для реабилитации детей с ОВЗ |
1 комплект: инфракрасный динамик-усилитель и ресивер – 1 шт. навесной передатчик для учителя с батарейкой -1шт. зарядное устройство – 1 шт. ручной инфракрасный микрофон – 1 шт. зарядное устройство для ручного микрофона – 1 шт. адаптер для зарядного устройства – 1 шт. настольная подставка для микрофона – 1 держатель для микрофона «бабочка» - 1 руководство пользователя – 1 шт. 10) штекер стерео аудиопривод – 1 шт. |
Кабинет МРЗ № 116 Чуркина Л.Г.
|
|
Инфракрасная интерактивная учебная поверх-ность для органи зации образова-тельного процес са по адаптиро-ванным ООП по верботональному методу |
инфракрасная учебная поверхность – 1 шт. кабель USB – 1 шт. интерактивные ручки – 3 шт.
|
Слуховой каб. №307 Платонова Н.Н. |
|
Специальная электроакустиче-ская аппаратура индивидуально-го пользования для работы по верботонально-му методу Верботон ВТ 15 |
1 комплект: спец. электроакустический аппарат – 1 шт. наушники – 1 шт. микрофон – 1 шт. вибратор – 1 шт. методрекомендации к использованию аппаратуры – 1 шт. вибростол |
Каб. инд. зан. № 315 Ибраева Г.С. |
|
Комплект для развития речи и коммуникативных навыков у детей |
1 комплект: комплект коммуникативных игрушек для ориентировки в пространстве и на плоскости (1 сборный домик, 4 животных, 25 двусторонних карточек с примерами пространственных положений, жетоны, 1 двустор-я матрица) набор коммуникативных игрушек по развитию ритмико-интон. стороны речи – 5 компл. (комплекты из 5 семей) набор для развития интонационной выразительности речи и активизации зрительных функций (деревянные таблички 18 шт с изображением глаз, рта, волос; деревянный кубик 3 шт. с изображением глаз, рта, волос) набор коммуникативных игрушек по развитию ритм-интон. стороны речи – фигурки человека с ОВЗ 4 шт. УМК для инклюзивного образования книга «Учимся жить вместе» 3 шт. |
Каб. психолога № 219 Валижанова И.Г. |
|
Образовательно-игровой комплекс для формирования информационной и деятельностно-коммуникативной компетентности обучающихся на ступени НОО |
1 комплект / по математике: Набор № 1 - цифры не менее 24 шт. - 1пластиковая рамка - 1чемоданчик для хранения карточек - 1образовательная инструкция Набор № 2 - двусторонние карты не менее 25 шт. - карты для учителя не менее 22 шт. - 1чемоданчик для хранения карточек - 1инструкция для учителя Набор № 3 - комплект из 8 фигурок с изображением предметов (яблоко, кошка …) не менее 10 шт. 10х8,5 см - 2 комплекта из 21 фишки с цифрами 0 -20 - фишки с математ-и знаками не менее 18 шт. - магниты - 1контейнер для хранения Набор № 4 - комплект из 8 фигурок с изображением предметов (ананас, пила …) не менее 10 шт.10х6,5 см - 2 комплекта из 21 фишки с цифрами 0 -20 - фишки с математ-и знаками не менее 18 шт. - магниты - 1контейнер для хранения Набор № 5 - комплект из 8 фигурок с изображением предметов (петух, ягода …) не менее 10 шт.7,7х12 см - 2 комплекта из 21 фишки с цифрами от 0 до 20 размером 6х6 см. - фишки с математ-и знаками не менее 18 шт. - магниты -1 контейнер для хранения Набор № 6 - фишка домино 16х8 см с двойной иллюстрацией предметов от 1 до 10 или двойного изображения цифры не менее 21 шт. - пластинка для раскрашивания - чемоданчик для переноски 20х19х10 Набор № 7 - карта /магазинная тележка не менее 12 шт. - карта /игрушки не менее 55 шт. - монеты не менее 75 шт. - 1инструкция для учителя - 1чемоданчик для переноски Набор № 8 - 1 двусторонняя карточка с изображением персонажа 21х9,5 см - двусторонняя карточки с изображением предмета10х5,4смне менее 8 шт. - карточки 11,2х7,8см с голубой рамкой с фотографиями персонажа и предметом справа или слева от него не менее 32 шт. - 1 деревянная подставка - красный браслет для правого запястья не менее 4 шт. - карточки с изображением предметов и персонажа для ксерокопирования -16 шт. - 1педруководство - 1 руководство по применению - 1чемоданчик для хранения. Набор № 9 - 1цветное металлическое иллюстрирова-нное панно 70х50 см - картинки-этикетки 6,5х6,5см с изображением: повседневные дела школьные занятия часы с точным временем жёлтое солнце оранжевое солнце луна пейзаж с солнцем пейзаж с луной цифры для обозначения времени /1-24 графический кружок стрелки часов мешочек с самоклеющимися магнитами пластиковый пакет для хранения картинок-этикеток педагогическое руководство руководство по применению. Набор № 10 - 1 панно 37х28,5 см - картинки 4,5х6,5 с изображением цветных карандашей и геометрических фигур не менее 24 шт. Набор №11 - 1 панно 37х28,5 см - картинки 4,5х6,5 с изображением системных сочетаний геометрических фигур разного цвета и формы не менее 24 шт. Набор №12 - 1 панно 28,5 х37 см - картинка с изображением предмета не менее 4 шт. - картинки 4,5х6,5 с изображением предметов не менее 20 шт. Набор №13 - 1 панно 28,5 х37 см - картинки 4,5х6,5 с изображением фруктов не менее 24 шт. Набор №14 - 1 панно 28,5 х37 см - картинки 4,5х6,5 с изображением домашних животных по сериации не менее 24 шт. Набор №15 - 1 панно 28,5 х37 см - картинки 4,5х6,5 с изображением диких животных не менее 24 шт.
1 комплект / по ознакомлению с окружающим миром: Набор №16 - самокорректирующие карты 24,5х8 см с изображением цвета, формы, размеров не менее 24 шт. - пластиковые рамки 8х8 не менее 24 шт. - 1чемоданчик для хранения карточек - 1образовательная инструкция. Набор №17 - самокорректирующие карты 24,5х8см с изображением предметов из ассоциативной пары не менее 24 шт. - пластиковые рамки 8х8 не менее 24 шт. -1 чемоданчик для хранения карточек - 1образовательная инструкция. Набор №18 - самокорректирующие карты 9х9 см с изображением предметов с общими характеристиками не менее 34 шт. -1 чемоданчик для хранения карточек - 1образовательная инструкция. Набор №19 - самокорректирующие фотографические карты 22,5х7,5 см, являющиеся центра-льной для трёх серий не менее 10 шт. - самокорректирующие карты 7,5х7,5 см не менее 60 шт. -1 чемоданчик для хранения карт - 1образовательная инструкция. Набор №20 - самокорректирующие фотографические карты 9х9 см с изображением предметов взаимно дополняющие друг друга не менее 68 шт. -1 чемоданчик для хранения карточек - 1образовательная инструкция. Набор №21 - самокорректирующие карты 9х9 см с изображением понятий, противоположных друг другу не менее 68 шт. -1 чемоданчик для хранения карточек - 1образовательная инструкция. Набор №22 - 2 магнитные опоры для магнитных дисков - магнитные диски 4 цветов не менее 8 шт. - двусторонние карты 13,5х7 с изображением фотомодели не менее 35 шт. - 2 подставки для фотомоделей -1 чемоданчик для хранения карточек - 1образовательная инструкция. Набор №23 - 2 пазла из дерева из 4 деталей (фото апельсина и яблока) 6,5х6,5 см - 2 пазла из дерева из 6 деталей (фото ананаса и винограда) 4,3х6,5 см - 2 пазла из дерева из 9 деталей (фото клубники и груши) 4,3х4,3 см - 6 постер-образцов 13х13 см. Набор №24 - 2 пазла из дерева из 4 деталей (фото петуха и гуся) 6,5х6,5 см - 2 пазла из дерева из 6 деталей (фото кролика и лошади) 4,3х6,5 см - 2 пазла из дерева из 9 деталей (фото кошки и собаки) 4,3х4,3 см - 6 постер-образцов 13х13 см. Набор №25 - 2 пазла из дерева из 4 деталей (фото тигра и жирафа) 6,5х6,5 см - 2 пазла из дерева из 6 деталей (фото бел. медведя и льва) 4,3х6,5 см - 2 пазла из дерева из 9 деталей (фото зебры и слона) 4,3х4,3 см - 6 постер-образцов 13х13 см. |
Каб. 219 Валижанова И.Г. |
|
Стационарная индукционная система для орга-низации образова-тельного процесса группы детей с на- рушениями слуха |
1 комплект: - 1 индукционный усилитель - 1 индукционная петля - 1 портативное устройство с наушником для проверки качества звука - 1 микрофон - 1 инструкция |
Актовый зал Платонова Н.Н. |
|
Коррекционно-развивающий программный комплекс для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию и коррекции речи «Живой звук» |
1 комплект - 1 CD-диск с программным обеспечением «Живой звук 3.01» - 1 описание и инструкция по эксплуатации программного комплекса - 1 методические рекомендации по использованию программы - 1портативный персональный компьютер - 2 колонки - 1 микрофон - 1 набор для развития речевого дыхания |
Кабинет № 307 Платонова Н.Н.
|
|
Электроакустическое оборудование индивидуального пользования для слухоречевой реабилитации и коррекции АТU – 30 (Англия) |
1 комплект: - 1 электроакустический аппарат - 1 наушники - 1 микрофон для преподавателя - 1 подставка для микрофона - 1шнур для подсоединения аппарата к сети - 1 специализированный провод для подключения к портативному персональному компьютеру
|
Кабинет инд-х занятий № 306 Васильева Т.Е.
|